Современная парадигма болей в спине

Когда речь заходит о болях в спине и позвоночнике, то большинство из нас полагает, что боль является лишь сигналом о неполадках в нашем теле и потому избавление от болей связывают с устранением этих неполадок. Но боль – очень сложный феномен, который включает в себя не только биологический, но также психологический и социальный компоненты.

Наша боль может во многом определяться нашим окружением и нашими взаимоотношениями с людьми, которые оказывают влияние на нашу жизнь. Еще Аристотель утверждал, что человек является социальным животным. Мы не выносим одиночества. Мы не можем существовать в отрыве от общества и формируемся только в среде других людей: ребенок, выросший в стае волков, не отличается от нас биологически, но никогда не станет человеком. Наши мысли, действия, желания во многом определяются социальным окружением. Неудивительно, что и болезнь является социальным феноменом.

Биологические процессы в нашем теле могут явиться причиной боли, психические процессы оказывают очень сильное воздействие на ощущение боли, социальные же факторы оказывают влияние на то, насколько болезнь лишает нас возможности выполнять какие-либо действия. Связь болей и социального окружения двухсторонняя. Наши боли влияют на окружающих: если один из членов семьи лишается дохода из-за своей спины, на плечи других ложится дополнительная нагрузка. Но и реакция окружающих на нашу болезнь в значительной мере влияет на то, как мы с ней справляемся, причем в отношении столь субъективной проблемы как боли в спине роль окружения имеет особое значение!

Мы учимся реагировать на боль определенным образом еще в детстве. В каждом обществе есть свои традиции, которые определяют отношение людей к болям: в одних обществах не принято говорить о своих ощущениях, в других жалобы встречаются намного чаще. Так, в исследовании Honeyman & Jacobs показано, что среди Австралийских аборигенов принято самостоятельно справляться с болями и не высказывать жалоб. Поэтому при поверхностном знакомстве складывается впечатление, что спина этих людей не беспокоит. Однако при тщательном опросе удается выяснить, что почти каждый третий взрослый абориген испытывает боли в спине. В современном же западном обществе боли в спине возникают с той же частотой, однако намного чаще высказывается жалобы на боли в спине намного больше и намного чаще возникают случаи нетрудоспособности из-за болей  – и это при доступности современной медицины!

И даже в одинаково развитых обществах с разными культурами боль проявляет себя по-разному.

В классическом исследовании Zborowski (1952 г) изучено отношение к болям людей различных национальностей. В этом исследовании итальянцы и евреи реагировали на боль более эмоционально, чем белые англосаксонские протестанты. Однако итальянцы прежде всего были обеспокоены самой болью, они с доверием относились к врачам и чаще просили назначения анальгетиков. Евреи же в первую очередь были обеспокоены причиной боли и тем, как она повлияет на жизнь в дальнейшем. Они меньше доверяли врачам и были пессимистично настроены в отношении будущего. Белые англосаксонские протестанты чаще относились к своему здоровью механистически и “предполагали”, что их нужно “починить”. Они хорошо сотрудничали в отношении лечения, но неохотно шли на откровения с врачами.

На боли в спине влияет множество факторов: семья, работа, особенности медицинской системы, даже величина пособия по нетрудоспособности. Традиционно эти факторы игнорируют, но полноценная помощь человеку, у которого болит спина, возможна только с учетом всех составляющих проблемы.

Социальные факторы могут измениться и это влияет на последствия болей для конкретного человека. Человек, сменив место жительства, через некоторое время перенимает новые привычки и традиции. Даже сменив работу, изменив привычки в семье или свое отношение к болям, можно изменить и их воздействие на нашу жизнь. На боли в спине влияет множество факторов: семья, работа, особенности медицинской системы, даже величина пособия по нетрудоспособности. Традиционно эти факторы игнорируют, но полноценная помощь человеку, у которого болит спина, возможна только с учетом всех составляющих проблемы.

В своих исследованиях я выявил, что многие мои пациенты в первую очередь обеспокоены своим будущем. Очень часто их беспокоит не та боль, которую они испытывают в настоящий момент, а то, что произойдет с ними дальше. При этом и пессимистичный настрой, и механистическое отношение к здоровью встречаются очень часто, что всерьез мешает возвращению к активной жизни. Обилие заблуждений о позвоночнике и болях в спине приводит к порочным реакциям, ошибочному поведению, принятию неверных решений. Работа с этими факторами проводится на моих тренингах.

Литература:

Gordon Waddell, Back pain revolution