Врачебная консультация – первый, очень важный и нередко единственный шаг на пути к здоровью. Задачей врача является определение причины боли (т.е. диагноза), выбор оптимального способа решения проблемы (назначение лечения) и донесение информации до пациента в простом и доступном виде. Не обязательно консультация заканчивается лечением: боли в спине нередко можно контролировать самостоятельно. Я обучаю своих пациентов и стараюсь минимизировать лечебный процесс, поскольку настроен на получение скорейшего результата, а не .проведение максимально возможного числа лечебных сеансов.

Ко мне также часто обращаются на консультацию пациенты, желающие получить так называемое “второе мнение”: разобраться в противоречивых рекомендациях других специалистов, принять важное решение, к примеру, относительно операции на позвоночнике.

Типичная врачебная консультация состоит из трех этапов, именно этого стоит ожидать от любого врача, к которому вы обращаетесь:

1. Подробный сбор жалоб и изучении истории
Это главная и важнейшая часть консультации, от которой в наибольшей степени зависит точность диагноза. Причем врач должен не только тщательно собирать информацию о болях, но и о самом пациенте. На основании полученной в ходе разговора информации врач очень близко подходит к постановке диагноза и с высокой точностью определяет, к какой из трех групп относится пациент.

2. Осмотр
Это может оказаться для вас неожиданным, но в большинстве случаев в результате осмотра врач констатирует отсутствие каких-либо отклонений! Это не означает, что осмотр не нужен. Наоборот, это очень важная часть консультации, но при этом он часто не дает результатов – что хорошо. Отклонения от нормы могут быть обнаружены при некоторых серьезных заболеваниях, при поражении нервов, иногда врач может нащупать болезненную мышцу (а мышечные боли бывают весьма часто). Отсутствие же отклонений при осмотре является самой главной находкой, подтверждающей, что с вами все не так плохо.

Увы, некоторые специалисты пренебрегают осмотром. Были ли вы на приеме у врача, который даже не попросил вас раздеться? Или быть может не прощупал то место, которое у вас болит? Такая консультация не может считаться полноценной.

Существует и другая крайность: пациенту в подробностях рассказывают о состоянии его позвоночника, лишь потрогав его спину руками. Пальцы — весьма неточный прибор. Пальцы не могут определить положение позвонков, их подвижность или состояние дисков. Подобные трюки существуют лишь для того, чтобы произвести впечатление на пациента.

3. Дополнительное обследование
Если два первых пункта обязательны, то третий нужен далеко не всегда.

В случае необходимости врач назначает дополнительное обследование. «В случае необходимости» — ключевые слов. И врачи, и пациенты привыкли переоценивать значение картинок. Почти всегда на основании проведенной консультации врач может поставить диагноз, не направляя пациента на обследование. Если относит пациента к группе наименьшего риска (это пациенты с обычными болями, которые составляют не менее 85%), то дополнительное обследование не только будет бесполезным, но и может нанести реальный вред: современные методики позволяют выявить мельчайшие отклонения от нормы, которые чаще всего не имеют практического значения, свидетельствуют лишь о старении организма, но оказываются источником ненужных страхов и переживаний.

Когда же обследование действительно нужно?

Если врач относит пациента к первой группе, то есть предполагает серьезное заболевание
Если лечение неэффективно (для второй группы это имеет смысл при решении вопроса о хирургическом лечении, а для третей — как страховка на тот редкий случай, когда боли связаны с реальным заболеванием, которое врач не заподозрил ранее.
Таким образом, обследование необходимо при вполне конкретных ситуациях

Конечно, эта схема немного упрощена, но  современные алгоритмы помощи при болям в спине действительно ей соответствуют. Следование этой схеме позволяет помогать пациентам наиболее эффективно, вовремя диагностировать серьезные заболевания, но в то же время избегать ненужных процедур, обследований и «навешивания ярлыков».

Я провожу осмотр и диагностику в соответствии с современными алгоритмами, что позволяет снизить вероятность неправильного решения. Вместе с пациентом мы рассматриваем все возможные варианты и принимаем совместное решение о дальнейших действиях. Обратите внимание: я не использовал слово “лечение” не случайно, поскольку это слово предполагает исключительно пассивное принятие пациентом внешних воздействий.  Да, я делаю при необходимости назначения – как и любой врач, но этим моя функция не ограничивается. Я воспринимаю пациента как личность, которой нужна помощь и поддержка, а не кофемолку, которую нужно отремонтировать. Вследствие этого я использую современный комплексный подход, а также рекомендую пациентам нужные им методы лечения вне зависимости от наличия или отсутствия их в моем арсенале.

Ни в коем случае врач не должен заниматься продажей пациенту определенного вида процедур, однако именно это происходит повсеместно: например, что делает обычный мануальный терапевт? Предоставляет любому желающему возможность получить сеанс мануальной терапии. Конечно, он ставит диагноз и определяет показания, но какова вероятность того, что такой врач предложит альтернативу? А альтернатива часто существует. Есть десятки причин болей в спине и десятки методов лечения. Некоторые являют собой лишь видимость лечения, другие действительно работают, но нет метода лечения, который одинаково подходил бы каждому.

Если вы желаете научиться самостоятельно определять, нужен ли вам любой метод лечения, какую именно пользу он может принести вашему организмому и как отличить настоящее лечение от шарлатанства, вы можете посетить мои семинары и тренинги.

Перед консультацией рекомендую заполнить предварительную анкету

Консультации через интернет
Обратите внимание! Я часто отвечаю на вопросы на специализированных форумах, однако полноценная консультация возможна только при очном осмотре. Никакие диагнозы и назначения не могут быть сделаны через интернет. Рентгеновские снимки и данные МРТ (либо их описание) часто не объясняют боли и не могут служить основанием для назначений. Я занимаюсь лечением пациентов, а не “картинок”.